Рок-обозреватель - ноябрь - 1990


Об этой группе много рассказано инаписано. Тем не менее начнём всё с начала и по порядку.

История группы уходит в далёкий уже 1980 год, а точнее в первые его месяцы. Именно тогда три школьных приятеля - Винсент Кларк, Мартин Гор и Эндрю Флетчер - собрались вместе и решили заняться сочинением и исполнением своей музыки. Назвавшись "COMPOSITION OF SOUND" и взяв на вооружение бас, гитару и барабаны, они возгорели желанием сделать карьеру на традиционном уровне. Увы, из этой затеи ничего не вышло. Однако, герои нашего повествования оказались парнями не робкого десятка и, решительно отказавшись от гитар и барабанов, они повернулись лицом к входившим в моду синтезаторам. Повзаимствовав название у французского журнала (буквально "быстрая мода") и пригласив на место певца долговязого Дэвида Гаэна, вновь испечённая группа взялась за дело.

Первое выступление состоялось в клубе под названием "Бриджхаус", где их и приметил диск-жокей по имени Стиво. Его трудами был осуществлён выпуск сборного альбома с малознакомыми тогда "B-MOVIE", "BLANCMANGE" и "SOFT CELL". К счастью или нет, но на этой пластинке нашлось место и для наших ребят. Их песня "PHOTOGRAFIC", хотя и довольно шершавая, была одной из лучших. "Сборный альбом - дело хорошее, но надо и о будущем подумать, негоже перебиваться от сборника до сборника", - подумали "быстромодовцы" и предложили свои услуги нескольким крупным фирмам грамзаписи. Те помялись, поглядели на ребят и отказали. (Как знать, быть может впоследствии они себе все локти искусали?) И в пору было отчаяться нашим мальчуганам, и не пошёл бы наш рассказ дальше этого места, если бы не нашёлся добрый человек по имени Дэниел Миллер, имевший, кроме всего прочего собственную фирму грамзаписи "MUTE RECORDS". Долго думать не стали, ударили по рукам и взялись за дело. Начались плодотворные годы сотрудничества.

Первой вехой союза стала вышедшая в феврале 1981 "семидюймовка" "DREAMING OF ME". Эта шустрая мелодия позволила группе пролезть в британский "Top 60", что само по себе немалый успех для никому неведомой группы, каких в Британии и не сосчитать. Второй сингл вознёс группу аж на 11-е место, ну а с выходом "JUST CAN'T GET ENOUGH" дело было, как говорится, в шляпе. Однако при любом быстром и крутом восхождении случаются досадные неприятности. Так случилось и на этот раз. После выхода в свет первой долгоиграющей пластинки "SPEAK & SPELL" (в октябре 1981), группу покинул один из её основателей и автор почти всего материала на "SPEAK & SPELL" Винс Кларк. Покину, потому что почувствовал себя стеснённым рамками группы. О его судьбе чуть погодя, а пока... А пока мантию лидера накинул на себя Мартин Ли Гор, доеазавший свои способности сочинять песни ещё на первом альбоме. И лучшим подтверждением этого стал его дебютный сингл "SEE YOU", достигший 6-й позиции в британском списке.

В таком усечённом составе делается 2-я большая пластинка "A BROKEN FRAME" ("Разбитая рама"). Правда, не ясно, о какой раме идёт речь, ибо на обложке изображена трудолюбивая крестьянка, ловко орудующая серпом. А может это тонкий английский намёк на произошедшее в группе? Возможно. Изменения произошли не только в составе, но и в музыке. И если "SPEAK & SPELL" представлял собой головоломные ребусы Кларка, где на жёсткий ритм накручивались на первый взгляд не коим образом не связанные между собой синтезаторные партии, то "A BROKEN FRAME" есть ничто иное, как подборка мелодичных и напевных песенок, наполненных этакой светлой юношеской любовью. Далеко за примером ходить не будем, а обратимся к той же "SEE YOU": "Я не хочу целовать тебя, я даже не хочу прикасаться к тебе, я просто хочу видеть тебя"... ну, и так далее. Впрочем, всё это дело вкуса и возраста. Всякое бывает. И в плане аранжировки всё было дотого упрощено, что дало повод одному из критиков заменить в названии группы второе слово на "merde" (франц. "дерьмо").

Но как бы там ни было, а по всем канонам шоу-бизнеса пора было отправляться на гастроли. Усиленные Аланом Уайлдером, DEPECHE MODE начинают турне по Америке и Востоку. Однако дома их по-прежнему не воспринимают всерьёз, хотя юношеское обаяние и внешность школьников помогали им держаться высоко в парадах с "MEANING OF LOVE" и "LEAVE IN SILENCE".

Дабы изменить сложившийся в общественном сознании образ чего-то несерьёзного и доказать, что не форма определяет содержание, было решено не отставать от жизни и заявить о себе с точки зрения вечно угнетаемых, тех, кому кроме цепей и терять нечего. Вероятно, этому способствовали и гастроли - видать, натерпелись всякого, сердешные. А вылилось всё это в 3-ю долгоиграющую пластинку "CONSTRUCTION TIME AGAIN" ("Снова время строить"). Отличительной чертой этого произведения является стремление автора занять чёткую гражданскую позицию. Из развлекательно-мечтательных поп-исполнителей они вдруг превратились в грозных обличителей капитализма и проповедников международного социализма, хотя их социальное происхождение вроде бы и не располагало к этому. Как бы там ни было, но звучащая обвинительным приговором буржуазным хапугам "EVERYTHING COUNTS" достигает 6-го места в британских "чартс". На этом альбоме автор выложил всё, что он думает и что на душе наболело. Бичует он там и коварные монополии, их их фабрики и заводы, цинично и безжалостно гробящие родную природу ("LANDSCAPE IS CHANGING"), поведал нам и о тяжкой долепростого английского трубоукладчика, изнывающего под гнётом капитала ("PIPELINE"). Всё это не могло пройти мимосердец и ушей трудовой Англии, и альбом мигом взлетел на 6-е место родного британского списка популярности. Тем более, что и обложка отвечала тематике: на передней здоровенный мужик в фартуке уверенно крушил скалу кувалдой, на обороте он же удаляется усталой походкой - видимо на отдых.

Придерживаясь позиции униженных и оскорблённых, группа выпускает в свет новые свои творения: "LOVE IN ITSELF" и "PEOPLE ARE PEOPLE". Подгоняемые нездоровым ажиотажем широких трудящихся масс, оба этих сингла пролезают в ТОП-20, причём "PEOPLE ARE PEOPLE" аж на 4-е место.

В сентябре 1984 года выходит 4-я долгоиграющая пластинка группы - "SOME GREAT REWARD" (Одна большая награда). В плане музыки эта пластинка являет собой продолжение того, что было на "CONSTRUCTION TIME AGAIN", однако тексты, бичующие и обличающие отступают на второй план, доминирующими становятся песни общефилософского плана. Кроме того, появились опять темы любви, но любви не платонической как раньше, а скорее физиологической, если не сказать просто физиологической.

Год 1985-й. Вышел в свет сборник под названием "SINGLES" - коротко и ясно. Помимо уже вышедших синглов в него вошли также два новых: "GET THE BALANCE RIGHT" и "SHAKE THE DESEASE".

С выпуском следующей пластинки "BLACK CELEBRATION" ("Чёрный праздник") стало очевидным стремление группы отказаться от шумовых эффектов, создаваемых ударами молота по бетонной стене и листам железа с добавлением проигрышей, исполняемых на металлической арматуре, и вернуться к более спокойной и мелодичной музыке.

Следующий альбом, "MUSIC FOR THE MASSES", являл собой как бы продолжение "BLACK CELEBRATION", хотя тенденция быть понятными народным массам не могла не сказаться на его качественных характеристиках. Но фэнов группы он вполне устроил и на прилавках не залеживался. Что касается песен, то тут налицо поворот от ценностей классовых к ценностям общечеловечесим. И если на "Чёрном празднике" мы ещё слышим песни типа "NEW DRESS", где говорится о том, как принцесса Диана, жена наследного принца Чарлза, шьёт себе новое платье, в то время как повсюду творятся всякие безобразия и несправедливости, то на "Музыке для масс" швейно-галантерейно-политические темы музыкантов больше не интересуют.

Следующий год группа проводит в разъездах, частью которых стала обширная заокеанская гастроль чуть ли непо всем американским штатам. 101-й концерт этого турне, состоявшийся в городе Пасадена, был записан с помощью передвижной студии и заснят для будущего фильма. И фильм, и концертный альбом из 2-х пластинок с одинаковым названием "101" увидели свет в 1989 году. Мартин Гор тем временем решил попробовать свои силы на сольном поприще и выпустил мини альбом с 6-ю версиями известных песен из репертуара TUXEDOMOON, SPARKS, DURUTTI, COLUMN и других. Алан Уайлдер тоже взялся за свой проект под названием RECOIL.

Однако от группы ждали новых песен и потому "PERSONAL JESUS" осенью 1989 года легко попала в британский и европейский топы. Она же предвестила новый лонгплей "VIOLATOR".

Альбом оказался на удивление удачным со всех сторон. Отсюда - длительное "сидение" на вершинах национального списка. Между грохочущими высотами индустриализма и инфантильной безмятежностью электропопа четвёрка из Базилдона наконец-то нашла своё место.

А Винсент Кларк после ухода из DEPECHE MODE едет в столичный город Лондон, где случайно встречается с Женевьевой Элисон Мойет, которая до этого кочевала по Англии в качестве вокалиста самых разнообразных групп, специализирующихся на исполнении панковой и джазовой музыки. Результатом такой неожиданной встречи стал электронный дуэт YAZOO, где роли распределились самым простым образом: Кларк наяривал на синтезаторах, а Эльф (такое усечённое имя она получила в наследство вместе с ростом и низким грудным голосом от своего папаши-француза), пела чарующим, волнующим и ещё чёрт-знает-каким-голосом.

Что ни говори, а Кларк своё дело знал, и потому первый результат не заставил себя долго ждать. Их первенец ONLY YOU упрямо пополз вверх в британских чартс. В 1982 году выходит первая долгоиграющая пластинка UPSTAIRS AT ERIC'S нечто вроде "Наверху у Эрика", представляющий собой танцевально-синтезаторное изделие, где на жёсткий танцевальный ритм накручены очередные кларковские ребусы. Второй и, к сожалению, последний альбом "YOU AND ME BOTH" сильно отличается от первого, прежде всего более содержательной по смыслу, а местами просто муторной музыкой. Видимо панко-джазовое прошлое Мойет не прошло бесследно. После чего YAZOO мирно разошлись, чтобы каждому заняться своим делом. У Элисон на счету уже 2 альбома. А что же Кларк?

"Назвался груздем - полезай в кузов", так для себя решил Винсент и с присущей ему энергией взялся за осуществление нового проекта, который по его замыслу должен был называться ASSEMBLY. На вакантное местовокалиста был приглашён Фиргал Шарки. Но... не долго музыка играла. Записав сингл - эпическую песнь NEVER NEVER дуэт прекратил своё существование.

Не падая духом, Кларк вновь берётся за дело и уж на этот раз решает бить наверняка. Найдя никому неизвестного певца Энди Бэлла, он создаёт на сей раз ERASURE.

И вновь проторенная дорожка: их первая долгоиграющая пластинка "WONDERLAND" до странности напоминает "UPSTAIRS AT ERIC'S", да к тому же голос Бэлла как капля воды похож на голос Мойет.

"CIRCUS", их второй альбом не многим отличается от первого, как впрочем, и два последующих. Разве что от года к году всё труднее становилось отыскать у Кларка и Бэлла творческие находки, всё скучнее становилась их музыка. Однако, как это ни пародоксально звучит, но коммерческий успех не покидал группу - все эти годы британский национальный топ не обходился без их альбома (а то и без двух, или даже трёх).

А. Бределев, А. Борозна. г. Архангельск

 

(C) 2006 Black PImpf.

Hosted by uCoz